пʼятниця, 19 квітня 2013 р.

Почему люди в европе _сильно_ отличаются от нас


Сравнение судьбы двух людей XVIII столетия, двух современников. Они жили в одну историческую эпоху, почти что в одно и то же время и были людьми одного общественного слоя: Дарья Николаевна Салтыкова и маркиз де Сад. При стечении обстоятельств они вполне могли бы познакомиться. Роман все‑таки маловероятен, потому что маркиз был младше Салтыковой на 10 лет, но знакомство вполне могло быть.
Помещица Дарья Николаевна Салтыкова родилась в марте 1730 года и вошла в историю, как страшная Салтычиха. Больная женщина, Салтыкова убила по меньшей мере 157 человек, в основном своих крепостных девок. По меньшей мере потому, что, вполне возможно, не стали известны многие, как говорят юристы, «эпизоды» ее преступлений. Ну, а число тех, кто лишился по вине Салтыковой здоровья – и физического, и психического, – нам и вовсе неизвестно. Никто никогда не считал.
В 1768 году все‑таки состоялся процесс. Салтычиху приговорили к смертной казни, но добрая царица Екатерина II не велела казнить смертию, заменила казнь на пожизненное заключение. До самой смерти, до 1800, а по другим данным до 1801 года, А это 22 года: Дарья Николаевна Салтыкова находилась в одиночном заключении, на цепи, в полном мраке. Свечу приносили вместе с едой, уносили, когда поест.
Маркиз де Сад попал в заключение по поводу, который может показаться смешным после истории Дарьи Салтыковой: маркиз, написавший к тому времени несколько статей и книг, решил, так сказать, перейти от теории к практике и выпорол бродячую торговку. Всего‑то?! Да, всего‑то. За совершенное преступление маркиз де Сад был арестован, осужден и попал в тюрьму. Там он провел несколько лет; еще до окончания срока был обследован врачами и переведен в сумасшедший дом. В те времена разница между тюрьмой и сумасшедшим домом была не очень велика, но тем не менее. Никто не лишал де Сада титула, он и умер маркизом.
Никто не лишал его богатства, он и умер состоятельным человеком. Более того, и в тюрьме, и в сумасшедшем доме он писал книги. Эти книги находили своих издателей и читателей, казна маркиза прибывала.
Только в одном сумасшедший маркиз разделил судьбу Салтыковой – до самой смерти, до 1814 года, он был лишен свободы. Никто, правда, с садистской мелочностью не уточнял, что сидеть он должен на цепи и жить в полной темноте. Его даже водили гулять по улицам Парижа, и маркиз развлекался тем, что покупал розы корзинками и с гадостной улыбкой швырял их в грязь, под колеса идущих экипажей. Ему это позволялось. Законов, запрещавших мусорить на улице, еще не существовало, а маркиз, помимо своего «вывиха», оставался вполне вменяемым и тратил свои деньги, как хотел.
Но богатый человек, известный писатель, носитель титула маркиза де Сад, был сочтен опасным для общества – и его лишили возможности причинять вред и быть источником опасности для других граждан.

Не устали? Теперь самое интересное :)
В Европе, потенциально-опасного для общества человека, выявили и изолировали как только он перегнул по европейским меркам палку.
В России сделали тоже самое, но по российским меркам палка перегнулась только после сотни убийств. И это то, что было в Москве. Сколько рабов (крепостных) в 18ом веке нужно было убить женщине находясь за 300 верст от Москвы чтобы на неё обратили внимание?.. А сколько нужно было убить мужчине?, чтобы это перестало считаться нормальным?...
Наше общество на 1000 лет ближе к азиатскому рабскому, нежели западно-европейское...
Салтыкова не так уж значительно вышла за рамки допустимого по законам Российской империи. Ее беда еще и в том, что она – не из придворных кругов. Так, мелкая дворяночка, которую вполне можно и осудить.


Для справки: Больше информации о Салтыковой http://www.bibliotekar.ru/reprint-135/index.htm включая фотокопии дела.

Многовековое извращение русского ума под влиянием холопства и рабства заставило многих людей упоенно доказывать самим себе и всем окружающим преимущества рабского состояния. И уж, во всяком случае, свыкаться с ним, отращивать как бы оболочку любви к несправедливости и неравенству. Они ищут обоснований, объяснений и причин или того, что рабом быть хорошо, а свободным плохо.

Немає коментарів: