середа, 24 квітня 2013 р.

Почему русский и не российский

Уж очень хочется Москве считаться собирательницей земель славянских...


…Мне чудится, что Россия – колония какого‑то могучего имперского духа. В самом этнониме «русский» слышится пленениость, принадлежность, а не самостоятельное бытие. Китаец, турок, немец, жид – все они обозначены именем существительным, все суть сами по себе. Только русский – имя прилагательное. Были попытки ввести другие имена: руссичи, россы, но они не привились. Народ сознавал себя русским (барским, царским, казенным, русским). Русские не владеют Россией; они принадлежат Руси… И началось это не в 1917 году, а лет на тысячу раньше.
Г. Померанц

Другими словами принадлежащие России, царю. Его холопы и рабы.
Уже после отмены рабства в россии 1861 год, при переписи населения, самая первая запись была сделана Николаем II, указав в графе род занятий: "Хозяин земли русской". И разумеет любой живности, что на ней бегает включая "холопов без счету".


"В русском языке «дворянин» – это человек не самостоятельный по определению. Человек, чье общественное положение определяется не его имуществом, не его привилегиями или правами, а тем, что он находится на боярском или княжеском дворе и несет службу. Разумеется, его положение все же лучше положения дворника или дворовой девки и часто приближалось к положению придворного (так сказать, того же дворянина, но только на царском дворе). Но положение дворянина имело с положением дворника больше общего, чем кажется: и тот, и другой не имели никаких прав, не были самостоятельны экономически и социально и полностью зависели от воли владельца двора.
Ничто не гарантировало дворянину его положения, даже если он будет нести службу самым исправным образом

Слово «дворянин» впервые упоминается в Никоновской летописи под годом 6683 от сотворения мира (1174 по Рождеству Христову) и не как‑нибудь, а в рассказе об убийстве великого князя владимирского Андрея Боголюбского.
«Гражане же боголюбстш (из города Боголюбове. – А. Б. ) и дворяне его (Андрея) разграбиша домъ его» [53]. Сообщение, на мой взгляд, очень однозначное. Дворяне в этом тексте упомянуты именно как дворня, как слуги, живущие на дворе Андрея Боголюбского. И ведут они себя тоже, как дворня и дворники, а отнюдь не как люди, обладающие понятием о чести нобилитета и о поведении, подобающем для элиты.

"

Немає коментарів: