неділя, 11 жовтня 2015 р.

GA+GTM: веб аналитика наших дней. Вступление.

Вступление в веб аналитику


Помните бородатый анекдот про анонимность в вебе? Или заполняете какую-то онлайн форму на визу или там в банк или еще куда похуже, а там вопрос из серии: вы террорист? От нечего делать кликнули ДА, перещелкнули на НЕТ (не засабмитили страницу или засабмитили) и пошли дальше. А вас уже просекли, засекли и отметили большим красным флагом.
Это не теоритические измышления. Это реальная просьба из жизни - помечать такие сессии.

Владельцы сайтов хотят знать как можно больше о своих посетителях. Почему?
  • Чтобы предоставить лучше и релевантнее товары и услуги
  • Просто потому, что могут

Как этого избежать? Очень просто - не ходить на сайты. Но тогда, конечно надо выбросить компьютер, сломать сим карту в телефоне, а сам аппарат облить кислотой (смывая отпечатки пальцев), одеть паранжу (на улицах камеры, у людей в машинах регистраторы), а над синим небом висят спутники.
Не стоит этого избегать. Давайте сами следить за посетителями на своем веб сайте дабы лучше их понять и монетизировать.

Гениальность Ленина в том, что он говорил простые и неопровержимые вещи. Например: "с врагом надо бороться". Кто ж с этим поспорит?

Так и я: "Давайте использовать веб аналитику правильно". Готовы спорить с этим? :) В отличие от Ленина я расскажу как это: правильно. И вот здесь уже надо спорить: предлагайте лучше методики, аргументируйте, делитесь опытом.


Добро пожаловать в совершенно новый мир - где можно знать все. В мир веб аналитики!

В качестве примера, возьму хоть и не самую популярную, но ставшую де-факто стандартом в сегменте вебсайтов до 10 тыс посетилей в день - Гугл Аналитику. Цикл статей будет больше посвящен использованию Гугл Тег Менеджера (второй версии) в связке с Гугл Аналитикой.

Что такое Гугл Аналитика (Google Analytics, GA)

Простой инструмент, постепенно втягивающий в себя расширенные функции веб аналитики. Его первоначальной задачей было заставить людей перестать качать логи веб сервера в поисках, а как же AdWords куда я вливаю такую кучу денег окупается. И заставить покупать больше адвордса. А так же предложить больше и лучше, чем стандартный лог аналайзер. Задача решена на отлично, однако несмотря на наличие таких вещей как "расширенная электронная коммерция" (Enhanced Ecommerce) и "пользовательские параметры" (Custom Dimensions) в отчетах, Гугл Аналитике еще есть куда рости. С другой стороны это бесплатный и качественный инструмент подходящий большинству из нас.

http://google.com/analytics

Последняя версия именуется "универсальной аналитикой" (используется файл analytics.js). Она старается изо всех сил распознать одного и того же пользователя на разных устройствах: тв, телефон, планшет и все домашние компьютеры. В теории, универсальная аналитика заходы со всех этих устройств, может объединить. Иногда это даже получается :)
У некоторых до сих пор стоит классическая версия (_qaq, ga.js) - меняйте трекинг код поскорее - в 2016 году гугл перестанет ее поддерживать.

Звучит клева. А что нельзя делать в ней делать?
  • Нельзя сохранять данные персонально идентифицирующие пользователя. Например email, номер телефона, ФИО и т.д. Заблокируют эккаунт.
  • Нельзя создавать вычисляемые колонки в отчетах (к примеру есть метрика Показы и метрика Клики и очень хочется тут же в отчет пихануть коэфициент кликов - нужно экспортировать в эксель и там уже). В платной версии в бета вроде как можно.
    • Уже можно! Браво парням из Гугла. Называется Calculated Metrics на уровне Представления (View)
  • Нельзя загрузить старые данные (кроме пользовательских параметров). Данные хранятся вечно, но вгрузить серверные логи за прошлые года нельзя.
  • Далеко не все что хочется отслеживается по умолчанию.
  • Это не инструмент статистики! Гугл Аналитика не гарантирует численную точность посетителей на сайте. Гугл Аналитика старается как может сохранить качественные показатели траффика, отбрасывая (физически не сохраняя) при необходимости сессии очень похожие на другие и не меняющие общей картины. Более того, в некоторых случаях, в стандартных и пользовательских отчетах, Гугл Аналитика может проводить анализ не по всем данным, а лишь по некоторому статистически взвешенному срезу (сэмпл данных). Но при этом она показывает абсолютные величины, что немного смущает.
Все равно клевая вещь. Она ж бесплатная. А что ж тогда в платной версии?
Больше данных без сэмплирования, быстрее данные становятся доступны в эккаунте (речь о настоящих данных, не набросков риалтайма), больше пользовательских переменных ну и еще по мелочам. Автоматический экспорт данных по каждому запросу в BigQuery, вычисляемые колонки (метрики), вы владеете данными, объединенные ресурсы (Roll-Up property) query-time uploaded data processing.
Цена вопроса - $150 тыс в год.

Технически, вы вставляете (или используете GTM который вставляет за вас) небольшой код (джаваскрипт) на свой сайт, который асинхронно отсылает на сервер гугла информацию о пользователе, посещенной странице и событиях на странице.
Вы можете настроить отслеживание событий на странице, загрузок файлов, настроить цели (достичь определенной страницы, совершить покупку, загрузить файл, провести на сайте больше Х минут). Вы можете настроить фильтр, который отсеет мусор из данных или просто сегментировать посетителей и узнать чем именно занимаются посетители на сайте пришедшие через поиск в гугле, проведшие больше 5 минут на сайте, скачавшие документацию и физически находящиеся в США.

Гугл Аналитику иногда еще называют "способом продать больше рекламы в адвордс" и в каком-то смысле это правда.


Что такое Гугл Тег Менеджер (Google Tag Manager, GTM)

Задумывался как инструмент упрощения жизни аналитику. На практике, получился инструмент упрощающий жизнь веб девелоперу. Встречайте асинхронный способ хакнуть свой собственный веб сайт: Гугл Тег Менеджер или в простонародье GTM.

https://TagManager.Google.com/ (v2)

Как это работает:
  1. Вы вставляете единственный тег (контейнер) на все страницы сайта. Или в редких случаях, разные теги (контейнеры) на разные разделы сайта в которых требуется принципиально разная логика аналитики.
  2. Вставленный тег, согласно настроенной вами логике асинхронно выполняет теги аналитик(и) на протяжении жизни страницы.

В идеальном мире, благодаря тесной интеграции Гугл Тег Менеджера и Гугл аналитики (а так же: Adwords, DoubleClick и многих других) для корректного внедрения тегов аналитики на свой сайт достаточно кликнуть пару раз мышкой. Все будет работать. Более того - все будет работать корректно. Хочется большего? Вот тут и пригодятся познания в HTML, JS и jQuery.

Доступные системы веб аналитики заводящиеся в GTM с пол-пинка


Почему и когда стоит использовать GTM:
  • проще и надежнее, чем менять файл(ы) на фтп
  • проще применять изменения аналитики сразу ко многим файлам (страницам сайта)
  • дополнительная прослойка в которой можно наворачивать нужную логику (например код чата физически вставлять на сайт только в часы когда оператор онлайн)
  • обновление или смена аналитики происходит без модификации веб сайта
  • для динамических страниц (с кучей ajax запросов) объем джаваскрипта кода аналитики сокращается в разы
  • ведется история всех ваших тегов и настроек трекинга, без изменения исходного кода сайта можно начать отслеживание даунлоадов или записывать сессии (вставив тег другого сервиса) платного трафика

Когда не стоит возится с GTM:
  • на сайте 10 страниц которые последние 5 лет не менялись
  • на сайт ходят только мастодонты с устаревшими браузерами вроде Netscape, IE 5 и т.д.
  • слова HTML, JS, тег и скрипт ввергают вас в ужас
  • "изобретаю велосипед" это не пословица, а состояние души. Сюда же: "оно тормозит, я лучше в файлы вставлю". Это так же про тех кто пишет свою аналитику, делает свои собственные А/Б эксперименты (даже не догадываясь, в чем не прав). Опять же - мы все тут самые умные :)
  • аналитика вашего сайта вас так интересует, что у вас всего лишь одно Представление (View) в эккаунте Гугл Аналитики и слово цель ассоциируется скорее с мишенью
  • "что такое аналитика сайта и зачем она нужна? Я же поставил рамблер счетчик - там все есть!"

GTM и Adsense
Несмотря на то, что тег менеджер можно и хочется использовать для вставки кода adsense, я бы не советовал этого делать. Если очень хочется, то сначала имеет смысл познакомится с специализированным инструментом DoubleClick for Publishers. Он лишь немногим сложнее, но сильно упрощает жизнь для тех кому адсенс приносит больше $100 в месяц.

Вышеперечисленное это детский лепет. Дайте что-то взрослое!

Да пожалуйста!
  • Google Analytics Premium
  • Adobe Web Analytics - хорошо подходит вебсайтам "продающим" контент
  • IBM ExperienceOne - большой пакет всего что только можно. Ядро пакета составляют:
    • IBM Tealeaf - монстроватое решение которое больше является customer experience management, чем веб аналитикой - но многие из задач аналитики так же можно в ней решать
    • IBM Coremetrics - отличное решение для икоммерса (ecommerce analytics platform). Берут ради персональных рекомендаций пользователю (типа: такие как вы часто покупают вот это)
  • Urchin, Piwik, Kissmetrics, Webtrends, а так же лог аналалайзеры вроде Angelfish - конкурирующие малые платформы в диапазоне цен от нашару до пары тысяч в год. Эти работают по принципу как троичная логика замещающая бинарную: "используется в специальной аппаратуре в специальных ситуациях" (с) наш препод по вычислительным машинам
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_web_analytics_software
Если у есть вопросы по любой из этих систем, пожалуйста, связывайтесь со мной - буду рад подсказать. А начать лучше с Гугл Аналитики.

Другие посты по теме аналитики

Немає коментарів: