вівторок, 10 липня 2018 р.

Австралийцы любят разговаривать (болтать)


Это какой-то капец.

Эта маничка к "поговорить" выходит за привычные и комфортные рамки куда-то далеко-далеко.
Нет, я понимаю, у нас нет в культуре (не приучены мы) small talk (polite conversation about unimportant or uncontroversial matters, especially as engaged in on social occasions "propriety required that he face these people and make small talk" - вежливая беседа о НЕВАЖНЫХ вещах в социальной обстановке). На вопрос "как дела" некоторые из нас начинают честно отвечать как у них дела примерно минут на пять.


Здесь к таким разговорам "ни о чем" люди приучены с детства (учат в школе много и свободно говорить) и мгновенно выдают ответ на вопрос "че делаешь на выходных" например. Причем перед каждыми выходными разный ответ - я проверял.
Есть целая серия вопросов которые можно задавать, а есть которые нельзя. Погода, выходные, трафик, кофе - идет на ура. Разговоры о возрасте, семейном статусе, иногда детях и вас самих скорее всего сделают вас социальной пираньей довольно быстро.
Интересующимся вот несколько ссылок
https://www.realenglishspeaker.com/how-to-make-small-talk-in-australia/
https://www.careerfaqs.com.au/news/news-and-views/conversation-starters

Во многих случаях любой разговор начинается именно с смолтолка включая интервью на работу или покупку в супермаркете и не поддержвать его выглядит весьма не вежливо. Болтовню ни о чем я не сильно люблю и стараюсь отшучиваться. Часто это даже работает.

Вопрос какие планы на выходные меня в пятницу заводит в тупик. А они начинают такие вопросы задавать примерно со вторника! С американцами проще - у них второй вопрос (первый это How are you?) - What do you do? Что по нашему - как ты зарабатываешь деньги, с чего живешь. С этого момента я знаю, что говорить и что спрашивать и разговор для меня перетекает в более комфортные сферы. Я и слов английских на эту тему знаю больше, нежели разбираюсь в типе слякоти или холода.
Хотя про холод уже более-менее разобрался: все что меньше +10 это freezing cold (уши отмерзают). Если больше +30 это stinking hot (жаркова-то). Все остальное это beautiful weather and wonderful day.


Но со всем этим можно жить. Нервирует до коликов когда люди письмо заменяют разговором там, где письмо гораздо уместнее. Преимущество письменности над усными сказаниями были сформулированы еще три тысячи лет до нашей эры древними шумерами в поэме о Гильгамеше (https://studopedia.org/2-49022.html)
Но ты сказал мне о каких-то тайных таблицах. В мои времена не было такого слова.
— Таблицы, на которых знаками можно записать все человеческие знания.
— Зачем они? Или у вас, черноголовых, ослабла память, и вы теперь не в состоянии запомнить знания наизусть?
— Наизусть мы тоже запоминаем. Но как передать слово на большое расстояние, если не при помощи таблицы? Как передать наставления внукам, если человек умирает, не дождавшись их появления? А как передать любовное послание — не заставлять же слугу заучивать сокровенное слово? Как сохранить надолго в памяти торговый договор, приговоры суда?

Меня все подмывает местных спросить - они ее читали? Это ж было целых пять тысяч лет назад!

Ну в повседневной жизни положим поболтать еще куда ни шло. Но есть бизнес. В бизнесе существует целая традиция посвященная handover (передаче информации, постановке задачи). Этот процесс происходит чаще всего голосом и это невероятно непродуктивно. На тебя вываливают в течении часа задачу, ты силишься всеми извилинами все запомнить, что не запомнилось записать в блокнотик. Потом, например когда уже начал задачей заниматься, на тебя (опять же голосом) сваливают дополнительные детали о которых рассказчик в первый раз забыл. В итоге, если задействованы двое (чаще - больше) тратится 2-3 человеко-часа, вместо четверти человека часа необходимого чтобы сосредоточится и написать письмо со всеми деталями. Нет - бывают митинги, когда нужно обсужить, принять решение и тд. Я чисто о handover-e: один вещает, второй вникает.
Я до сих пор ставя кому-то задачу всегда это делаю только письмом. Правда уже начал из вежливости потом подходить и делать австралийское "ля-ля": "гдэй, че на выходных делаешь? Я там тебе письмо написал, ты его почитай, а если че не понял спрашивай". Секрет письменного хэндовера в том, что с определенным опытом дополнительных вопросов не бывает. Аккуратно продумываются и покрываются все детали. Это невероятно более эффективно. Но не по австралийски (хотя бизнесы бывают разные конечно же).

Вот пример, из того же бизнеса. Пришел консультант который должен наладить процессы в бизнесе. После сотни разных совещаний вышел вердикт: нужно еще больше митингов, чтобы бороться с другими непродуктивными митингами. Потому, что без "а поговорить" ну никак нельзя. Мысль о том, что разговоры могут быть не продуктивными у австралийцев в голове просто не помещается.

Еще пример. Написал спецификацию программисту - че делать. Очень подробно, как для тупых, с примерами, с описанием как проверять, что работает как надо (фактически набор юнит тестов). Отправил, handover решил не делать ибо тупо и не продуктивно. Через день звонок от того программиста:
- (программист) Так нужно сделать эту задачу?
- (я) Да
- (программист) Как написано в спецификации которую ты отправил?
- (я) Да
- (программист) А, ну хорошо. Бай.

И это программист! Что уж говорить про людей чья профессия это болтать?..


Или вот еще пример. Машину нужно на тех обслуживание, захожу на сайт чтобы глянуть телефон - а тут бац есть форма, мол забукайте все онлайн. Удобно думаю, класс. И в форме один из пунктов "как вы хотите чтобы с вами связались, если вдруг что не получится". И варианты на выбор: "телефон" или "email". Заполнил форму (указав способ связи email) и через 10 минут (что крайне быстро) ЗВОНОК примерно следующего содержания: так что вы хотите вашу машину привезти на тех обслуживание? Да. А, ну хорошо, увидимся через неделю. МрррррррГрррр. Ух!!! На кой черт спрашивать как лучше с клиентом связаться, если все равно позвонишь, а?!


Думаете частный случай? Как бы не так - вот еще пример.
Некие активисты пробили тему мол в других штатах регистрация машины дешевле, чем в нашем потому государство решила всем сделать частичный возврат стоимости за прошлый год (а не просто сделать дешевле в следующем году). Пустили рекламную компанию, чтоб каждый владелец машины мог это получить. процедура очень простая - специальный сайт, выбираешь свою машину и вводишь свой номер счета куда хочешь получить возврат. Супер просто.
В моем случае одна машина там была, а второй не было. Ага, подумал я, наверное я вторую уже "со скидкой" регистрировал, но переспросить не помешает, тем более, что там висит большая кнопка "пишите нам". Написал, указал гос номер машины и спросил, а че так и как получить по ней возврат. На следующий день (следующий!) звонок из местного ГАИ мол спасибо за ваш запрос и спрашивают для какой машины я хочу получить возврат. Я говорю "там же написано", она - а да, точно - ну для той машины вы уже купили со скидкой потому не полагается. На том - все.
Спрашивается - зачем звонить? Ничего нового я не сказал. На письмо я потратил примерно минуту, они могли потратить 2-3 минуты. Вместо этого звонили, спрашивали как дела и тд. Куча потерянного времени.
А ответ прост - государство отрабатывает налоги. Ведь если не позвонить, австралиец ведь может подумать, что его не уважают? Он зря платит налоги.. Вот и звонят.

Так и живем...

Немає коментарів: