Сравнение судьбы двух людей XVIII столетия, двух
современников. Они жили в одну историческую эпоху, почти что
в одно и то же время и были людьми одного общественного слоя: Дарья Николаевна Салтыкова и маркиз де Сад. При стечении обстоятельств они вполне могли бы
познакомиться. Роман все‑таки маловероятен, потому что маркиз был младше
Салтыковой на 10 лет, но знакомство вполне могло быть.
В 1768 году все‑таки состоялся процесс.
Салтычиху приговорили к смертной казни, но добрая царица Екатерина II не велела
казнить смертию, заменила казнь на пожизненное заключение. До самой смерти, до
1800, а по другим данным до 1801 года, А это 22 года: Дарья Николаевна Салтыкова находилась в
одиночном заключении, на цепи, в полном мраке. Свечу приносили вместе с едой, уносили,
когда поест.
Маркиз де Сад попал в заключение по поводу,
который может показаться смешным после истории Дарьи Салтыковой: маркиз,
написавший к тому времени несколько статей и книг, решил, так сказать, перейти
от теории к практике и выпорол бродячую торговку. Всего‑то?! Да, всего‑то. За
совершенное преступление маркиз де Сад был арестован, осужден и попал в тюрьму.
Там он провел несколько лет; еще до окончания срока был обследован врачами и
переведен в сумасшедший дом. В те времена разница между тюрьмой и сумасшедшим
домом была не очень велика, но тем не менее. Никто не лишал де Сада титула, он и умер
маркизом.
Только в одном сумасшедший маркиз разделил
судьбу Салтыковой – до самой смерти, до 1814 года, он был лишен свободы. Никто,
правда, с садистской мелочностью не уточнял, что сидеть он должен на цепи и жить
в полной темноте. Его даже водили гулять по улицам Парижа, и маркиз
развлекался тем, что покупал розы корзинками и с гадостной улыбкой швырял их в
грязь, под колеса идущих экипажей. Ему это позволялось. Законов, запрещавших
мусорить на улице, еще не существовало, а маркиз, помимо своего «вывиха»,
оставался вполне вменяемым и тратил свои деньги, как хотел.
Но богатый человек, известный писатель,
носитель титула маркиза де Сад, был сочтен опасным для общества – и его лишили
возможности причинять вред и быть источником опасности для других граждан.
Не устали? Теперь самое интересное :)
В Европе, потенциально-опасного для общества человека, выявили и изолировали как только он перегнул по европейским меркам палку.
В России сделали тоже самое, но по российским меркам палка перегнулась только после сотни убийств. И это то, что было в Москве. Сколько рабов (крепостных) в 18ом веке нужно было убить женщине находясь за 300 верст от Москвы чтобы на неё обратили внимание?.. А сколько нужно было убить мужчине?, чтобы это перестало считаться нормальным?...
Наше общество на 1000 лет ближе к азиатскому рабскому, нежели западно-европейское...
Для справки: Больше информации о Салтыковой http://www.bibliotekar.ru/reprint-135/index.htm включая фотокопии дела.
Многовековое извращение русского ума под влиянием холопства и рабства заставило многих людей упоенно доказывать самим себе и всем окружающим преимущества рабского состояния. И уж, во всяком случае, свыкаться с ним, отращивать как бы оболочку любви к несправедливости и неравенству. Они ищут обоснований, объяснений и причин или того, что рабом быть хорошо, а свободным плохо.
Салтыкова не так уж значительно вышла за рамки
допустимого по законам Российской империи. Ее беда еще и в том, что она – не из
придворных кругов. Так, мелкая дворяночка, которую вполне можно и осудить.
Для справки: Больше информации о Салтыковой http://www.bibliotekar.ru/reprint-135/index.htm включая фотокопии дела.
Многовековое извращение русского ума под влиянием холопства и рабства заставило многих людей упоенно доказывать самим себе и всем окружающим преимущества рабского состояния. И уж, во всяком случае, свыкаться с ним, отращивать как бы оболочку любви к несправедливости и неравенству. Они ищут обоснований, объяснений и причин или того, что рабом быть хорошо, а свободным плохо.
Немає коментарів:
Дописати коментар